В конце сентября был принят Закон, вносящий масштабные поправки в НК РФ. Изменениям, которые действуют с 29.10.2019 при зачете и возврате налогов, посвящено наше интервью со специалистом ФНС Екатериной Сергеевной Григоренко.
— Законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в ст. 78 НК РФ введен новый п. 8.1, действующий с 29.10.2019. Он регулирует сроки возврата и зачета переплаты по налогам, которые возникают в ходе проведения камеральных налоговых проверок. Расскажите, пожалуйста, с чем связана необходимость этих изменений?
— По общему правилу срок на возврат/зачет переплаты по налогу составляет 1 месяц с момента получения заявления от налогоплательщика. Однако в НК не была урегулирована ситуация, когда заявление на возврат/зачет налогоплательщик подавал одновременно с налоговой декларацией. Новая норма устраняет указанный пробел.
Напомню, что ранее в случае, когда налогоплательщик подавал заявление на возврат или зачет переплаты по налогу одновременно с подачей декларации, надо было руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ. Она заключалась в следующем: месячный срок на возврат/зачет суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи соответствующего заявления налогоплательщика, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки декларации (либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена). Теперь же надо руководствоваться прямой нормой НК.
— Как с учетом новой нормы определяются сроки для возврата или зачета переплаты по налогу, если заявление об этом налогоплательщик подал до начала камеральной проверки декларации и в ходе ее не выявлены нарушения?
— Теперь сроки на зачет и возврат переплаты по налогу начинают исчисляться не со дня окончания самой проверки, а лишь по истечении 10 рабочих дней со дня, следующего за этим днем (или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок).
Однако сам срок для принятия инспекцией решения о возврате/зачете переплаты в конкретной ситуации составляет не 1 месяц, а 10 рабочих дней. Таким образом, сложив эти сроки (10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания камеральной проверки, + 10 рабочих дней на принятие решения о возврате или проведении зачета), получаем 20 рабочих дней.
По факту в большинстве случаев это примерно равно календарному месяцу. То есть, по сути, ранее сформированный Президиумом ВАС подход закреплен специальной нормой права (правда, не дословно, а немного иначе).
— Поясните, пожалуйста, новые правила для определения срока на возврат переплаты по налогу на конкретном примере. Предположим, налогоплательщик одновременно подал декларацию и заявление на возврат переплаты. Камеральная проверка такой декларации завершена инспекцией 07.11.2019.
— По ранее действовавшему правилу срок на возврат налога составлял месяц с момента окончания проверки. То есть налог следовало возвратить в срок до 09.12.2019 включительно (в связи с тем что 7 и 8 декабря — выходные дни).
По новому специальному правилу срок на возврат считается иначе: решение о возврате инспекция начнет принимать по истечении 10 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки. То есть начиная с 22.11.2019. Следующие 10 рабочих дней, отпущенные именно на принятие решения о возврате переплаты, истекут 05.12.2019. В этот срок инспекция должна направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога.
Собственно на возврат налога Казначейством также нужно время. Так, вернуть плательщикам излишне уплаченные (взысканные) суммы орган Казначейства должен в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего поручения налогового органа. Но часто возврат происходит раньше.
Так что в конкретном примере фактический предельный срок для возврата переплаты налогоплательщику, учитывая выходные дни, должен составить примерно тот же месяц (что и раньше) с момента окончания камеральной проверки: 9—10 декабря.
Полный текст интервью читайте в ГК, 2019, № 22, с.70.