Перспективы автомобиля Aurus на мировом рынке зависят от того, когда будет налажено его полноценное серийное производство, с чем на сегодняшний день существуют проблемы – считает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
Сначала Aurus будет производиться мелкосерийно
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что серийное производство автомобилей Aurus, созданных в рамках проекта «Кортеж», должно начаться на заводе Ford Sollers в татарстанском городе Елабуга в первом квартале 2021 года.
Этот автомобиль постепенно превращается в визитную карточку России на внутренних и международных мероприятиях из-за того, что на нем теперь передвигается российский президент. Например, Aurus отлично смотрелся в Париже на саммите «нормандского формата».
«Я пока не вижу предпосылок, чтобы можно было говорить о серийном производстве данного автомобиля. Мелкосерийное производство – да, особенно на мощностях НАМИ. Там все это может заработать, а вот сделать за год полноценный завод мне кажется нереальным. Тем более, пока даже не утверждена площадка для этого завода», — заключает Моржаретто.
Как полагает эксперт, мелкосерийно Aurus будет производиться, и в этом сомнений нет. Такое производство будет идти, как для государственных нужд, так и для частных потребителей, но общее количество выпускаемых машин будет здесь не более 120 единиц в год.
В Советском Союзе производили знаменитые лимузины ЗИЛ, на которых ездили члены Политбюро ЦК КПСС – их за это народ прозвал «членовозами». В начале девяностых годов первый президент РФ Борис Ельцин пересел с ЗИЛ на Mercedes, что многие в России посчитали утратой государственного престижа. Именно поэтому наша страна пошла на создание проекта «Кортеж».
Очевидно, что автомобиль получился, пусть и в разработке многих компонентов России помогли иностранные партнеры, но это нормальная практика, которая была характерна и для советских времен – достаточно посмотреть на «корни» всех отечественных автомобилей.
«Aurus будет производиться небольшими сериями – примерно 120 автомобилей в год, поэтому мы можем даже не думать, а будет ли него спрос, поскольку такое количество покупателей легко найти в России. Если мы будем строить больше таких машин, то в таком случае нам, естественно, нужно рассчитывать не только на российских потребителей», — резюмирует Моржаретто.
Просто этот автомобиль в серьезных количествах не потянет ни один национальный рынок, поэтому здесь нужно искать выход на мир. Это ведь не просто гражданский автомобиль, а лимузин экстра-класса, вполне сравнимый с легендарными западными марками.
Это заявление Мантурова совпало с приездом президента РФ Путина в Татарстан, где он посетит завод «КАМАЗ» в Набережных Челнах, который сегодня отмечает пятидесятилетие с тех пор, как там получили проектную линию своих легендарных грузовиков.
Автомобилестроение является драйвером экономики
Заведующий кафедрой менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В.Плеханова Валерий Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что автомобилестроение носит важнейшее значение для России, поэтому оно и находится под контролем Кремля.
«Для нас здесь есть элемент престижа, поскольку автомобилестроение показывает уровень технологий нашей страны. Ведь создание Aurus говорит о том, что Россия способна реализовывать проекты такого плана, несмотря на известный скепсис», — заключает Масленников.
Валерий Владимирович полагает, что Россия решает здесь проблемы общеэкономического развития, загружая такими производствами свое народное хозяйство. Масштабы производства играют вторичную роль, поскольку в этом вопросе главенствуют технологии.
Можно провести аналогию с самолетостроением, где мы сегодня развиваем проекты SSJ-100, МС-21 и Ил-112/114.
Все эти начинания нещадно критикуют и иногда за дело, но главное для нас, что мы возвращаемся в наиболее наукоемкую сферу производства, каким является высокотехнологичный транспорт. Это продукция с наибольшей прибавочной стоимостью и наукоемкой базой.
«Автомобилестроение вместе с другими отраслями машиностроения было локомотивом не только высоких технологий, но и всех смежных отраслей российской экономики, ведь без этого не будет работать химия или переработка», — констатирует Масленников.
Масленников полагает, что перспективы наших химии, стали, резины и многого другого зависят от того, будем ли мы выпускать свои автомобили или нет. Именно из-за этого правительство РФ даже в девяностые годы субсидировало автомобильное производство.
«Сейчас вопрос состоит не в том, чтобы начать что-то производить – отверточная сборка давно налажена в России, а в том, чтобы делать новые технологии, на базе которых Россия получит автомобили своей разработки и своего производства», — резюмирует Масленников.
Перед нами магистральная задача для российской экономики, которая заключается в выходе на новый технологический уровень, а этого нельзя добиться без создания и поддержки собственных производств и разработок в области автомобилестроения.
Именно по этой причине высшее российское руководство делает сегодня ставку на такие проекты, как Aurus и КАМАЗ.
Автор:
Дмитрий Сикорский