Wall Street Journal: Нефть Brent станет историей

   Wall Street Journal: Нефть Brent станет историей

По информации Wall Street Journal, скоро в смеси Brent не будет нефти Brent. В 2020 компания Royal Dutch Shell PLC закроет последние нефтяные скважины Brent, расположенные примерно в 115 милях к северо-востоку от Шетландских островов Шотландии. При этом нефтяная смесь Brent останется на рынке, только в ней уже не будет той самой, с одноимённого месторождения. Его открыли в 1971 году, добыча началась в 1975. На тот момент месторождение считалось одним из самых богатых в мире. Название дала птица – чёрная казарка (brent goose). На пике добычи, в 1982 году, четыре скважины давали более 500 тыс. баррелей. Тогда-то Brent и стала точкой отсчёта для цены на нефть других сортов.

С конца 90-х к Brent стали добавлять нефть с других месторождений, например, Северного моря (Forties and Oseberg, Ekofisk, Troll). Постепенно доля нефти с месторождения Brent уменьшалась, скважины закрывались одна за одной. На сегодня доля «оригинальной» Brent в смеси всего 1%. Всего с момента начала добычи Brent дало более 2 млрд баррелей нефти и 161 млрд кубометров газа.

Цена на нефть сорта Brent определяет 70% рынка нефти в мире. Кроме неё, эталонными считаются West Texas Intermediate (или Light Sweet) – ориентир для западного полушария и Dubai Crude – маркер для нефти, экспортируемой из стран Персидского залива. В России давно привыкли, что от котировок Brent зависит все от курса рубля и цен в магазинах до состояния бюджета. В нулевые годы серьезный вклад в российское экономическое чудо внесли трейдеры нефтяными фьючерсами.

Тогда стоимость Brent превысила $100, ВВП и котировки российских акций выросли в долларах примерно в 10 раз. Прекрасное состояние государственных финансов нашло отражение в суверенных рейтингах, на Россию обрушился дождь западных инвестиций. Прежде всего, они шли в российский нефтегазовый сектор. Капитализация «Газпрома» превысила $300 млрд, «Роснефти» – $100 млрд.

Россия поставляет на мировой рынок экспортную смесь Urals, она почти всегда котировалась с дисконтом к Brent. Причина кроется в более низком качестве российской нефти — содержит в себе тяжелую сернистую нефть из Татарстана и Башкортостана. В свое время была даже идея, что нефтяники из Казани и Уфы должны компенсировать потери другим нефтяным компаниям. Прежде всего, назывались «Юкос» и «Сибнефть». Но, видимо, на Владимира Путина данная идея не произвела впечатления, и от нее в итоге отказались.

Ничто не вечно под луной. Brent уходит в историю. А вместе с ним и культовый новогодний тост западносибирских нефтяников – «главное, чтобы Brent стоял».

______________________

Александр Разуваев,

Руководитель,

«Информационно-аналитического центра «Альпари»

fxeuroclub.com