Весомые для Google и Facebook штрафы исключат любое внешнее влияние — эксперт

Введение миллионных штрафов для иностранных СМИ и международных организаций за нарушение избирательного законодательства РФ исключит любое внешнее влияние, сообщил ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов, комментируя предложение депутатов ГД внести поправки в КоАП РФ.

Весомые для Google и Facebook штрафы исключат любое внешнее влияние - эксперт

Штрафовать, нельзя помиловать

Депутаты Госдумы Василий Пискарев и Адальби Шхагошев разработали поправки к ст. 3.5 (административный штраф) и 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом) КоАП РФ. В ближайшее время законопроект будет направлен в правительство РФ для получения отзыва.

«Существует определенный избирательный процесс, который происходит строго в рамках законодательства, — напомнил Владимир Шаповалов, добавив, что нарушение правил предвыборной агитации дает преимущество той или иной стороне и влияет на результаты выборов.

«Все ограничения нужны для равенства условий для всех участников избирательной компании», – пояснил эксперт.

Авторы поправок предлагают повысить штрафы за проведение незаконной предвыборной агитации, в том числе для средств массовой информации, признанных иностранными. Если предложение будет одобрено, то физических лиц обяжут заплатить от 110 тыс до 170 тыс рублей (сейчас максимум — 1500 рублей). Должностным лицам грозит штраф — от 2,25 млн до 3,5 млн рублей (сейчас максимум — 3000 рублей), а сумма штрафа для юридических лиц достигнет 4% от оборота компании (сейчас максимум — 30 000 рублей). Для иностранных СМИ поправки устанавливают минимум равный 2,2 млн рублей.

«На протяжении долгого времени мы создаем систему, которая могла бы сократить внешнее воздействие на избирательный процесс и политическую систему. Россия — крупная и самодостаточная страна. Она не желает терпеть внешнее стороннее вмешательство. Выборы — это суверенное право нашего народа, а не народа других стран. Поэтому на законодательном уровне вводится система ограничений, связанная с деятельностью международных и иностранных организаций или лиц, которые могли бы повлиять на результаты выборов. Действия в социальных сетях и блогосфере должны регулироваться для исключения любого внешнего влияния», – подчеркнул эксперт.

Весомые для Google и Facebook штрафы исключат любое внешнее влияние - эксперт

Нарушил — заплати

Согласно пояснениям авторов поправок, под административное правонарушение могут попасть такие международные гиганты, как YouTube, Facebook, Google — так как любые юридические лица, структуры без образованного юрлица, зарегистрированные за рубежом и занимающиеся распространением аудиовизуальных материалов и других сообщений за счет средств иностранных государств, их государственных органов, организаций, граждан, лиц без гражданства или российских структур, признанных иностранными агентами, попадают под статус иностранных СМИ.

«Мы сталкиваемся со сложными, но интересными процессами трансформации информационного пространства. Это связано с появлением новых медиа. Также мы наблюдаем активную работу международных информационных гигантов. Под это определение также попадают социальные сети, блогосфера, которые не имеют юридического статуса. Но это очень емкое пространство, превосходящие по охвату аудитории традиционные СМИ. Новые медиа оказывают существенное влияние на настроение, состояние, выбор своих читателей и слушателей», – объяснил эксперт, уточнив, что из-за этого возникает диспропорция. Существуют СМИ, которые строго следуют нормам закона, но есть и так называемая «серая зона» — она слабо регулируется законодательно и ею пользуются некоторые издания.

Ранее глава комиссии Госдумы по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела России Василий Пискарев вместе с другими парламентариями предъявили претензии корпорациям Google и Facebook, связанные с размещением политической рекламы во время предвыборной кампании. Депутаты предположили необходимость внедрения штрафов для подобных иностранных организаций за нарушения российского законодательства.

Весомые для Google и Facebook штрафы исключат любое внешнее влияние - эксперт

 

«Вполне логично унифицировать систему и сделать ее одинаковой, распространив правила и нормы, по которым действуют традиционные средства массовой информации, на новые информационные пространства. И если какой-то блоггер или социальная сеть имеют сотни или миллионы подписчиков, при этом такая аудитория значительно больше количества читателей или зрителей традиционного СМИ, возникает вопрос: почему на них не должны распространяться нормы закона? При этом отсутствие у таких медиа статуса СМИ лишь условность. Важна не только форма, но и содержание. А оно может существенно повлиять на искажение правдивой информации, в том числе на результаты выборов», – резюмировал эксперт.

По мнению Шаповалова, рассмотреть ужесточение правил необходимо не только в отношении предвыборных агитаций, но со стороны нарушений авторских прав, безопасности, искажения образовательной информации.

Автор:
Александра Мельник

rueconomics.ru